ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирической творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают свойственно сатирическая творчество писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры

Немало в них и фольклорные заставки, начиная от использования формы давно прошедшего времени (” Жил-Был”) и заканчивая обильным количеством пословиц и поговорок, который они пересыпаны. В своих сказках писатель затрагивает множество проблем: социальных, политических и идеологических. Да, жизнь российского общества отражена в них в длинном ряду миниатюрных по объему картин. В сказках представлена социальная анатомия общества в виде целой галереи зооморфных, сказочных образов

Так, в сказке ” Карась-Идеалист” представлена система идей, которая отвечала мировоззрения самого Щедрина. Это вера allsoch. ru 2001-2005 в идеал социального равенства и вера в гармонию, в общее счастье. Но, напоминает писатель: “На то и щука, чтобы караси не дремали”. Карась выступает в роли проповедника

Он красноречив и прекрасный в проповеди братской любви: ” чиЗнаєш ты, что такое добродетель? Щука раскрыла рот от удивления, машинально потянула воду и... проглотила карася”. Такова природа всех щук, карасей

В этой крохотной трагедии Щедрин представил то, что характерно всяком обществу и всякой организации, что составляет природный и естественный закон их развития: есть сильные, кто ест, и есть слабые кого едят. А общественный прогресс это обычный процесс пожирания одних другими. Конечно, в демократических кругах подобный пессимизм художника вызвал споры и нарекания. Но прошло время и щедринская правота стала правотой исторической

Но доставалось в сказках не только интеллигенции. Красивый и народ в своей рабской покорности. Страшные и отвратительные картинки нарисовал писатель в “Повести о том, как один мужик двух генералов накормил”. Вот портрет крестьянина

“Огромный мужичина”, на все руки мастер. И яблок с дерева достал, и картошка с земли добыл, и деревушка приготовило для рябчиков из собственных волос, и огонь выдержка, и провизии напек, и пуха лебедячого набрал. И что же? Генералам по десятку яблок, а себе “одно, кислое”.

Сам и свил веревку, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Так еще готов был “генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, дарили и мужицкой его работой не брезговали!” Сколько генералы не ругают мужика за тунеядство, а мужик “все гребет и гребет, так кормит генералов селедкой”. Трудно представить себе более рельефное и отчетливое изображение морального состояния крестьян: пассивная рабская психология, невежество. Щедрин словно видит российский народ глазами Порфирия Петровича из “Преступления и наказания”.

Тот прямо называл мужика иностранцем, настолько недоступен был для него образ мыслей, поведение и мораль русского народа. В Щедрина подобное отношение к своему народу приобрело притчеобразную и доступную форму. Щедрин любуется силой и выносливостью мужика, которые для него так же естественны, как и его беспримерная покорность и полный идиотизм

В этом контексте нехарактерная сказка “Медведь на воеводстве”, где мужики все-таки теряют терпение и сажают медведя на рогатину. Однако Топтыгин 2-й в этой сказке не столько эксплуататор, сколько обычный грабитель, этакий Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев из “Истории одного города”. А разбойников на Руси никогда не дарили отсюда и рогатина. В своих сказках Щедрин полный сарказма

В них он никого не дарит. Достается всем: и правым и неправым, и піскарям семи пядей во лбу, и русским либералам, и щуке, и самодержавию, и русским мужикам. Вспомним моральный кодекс вяленой воблы: “Тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан... Уши выше лба не растут” вот что Щедріну отвратительно особенно, аккуратная серость

Против ее протест, язвительная сатира сказок. И все-таки выборы не утешительные, сказки Щедрина актуальны и сейчас, а значит, наше общество стабильно: карасей глотают, генералов кормят, вобла проповедствует, рассудительный заяц с лисой играет, в общем, все как и раньше: “И всякому зверю свою жизнь: льву львиное, лисы лысое, зайцу заячье”.

Сохрани - » ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА . Появился готов произведение.

ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА



Школьные предметы. Школьная физика. Уроки английского, французского, немецкого языков.