Тайны произведения Пушкина “Пиковая дама” - сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Тайна первая: отсутствие имя в Германна.

Не трудно заметить, что в главного героя произведения отсутствует имя (а может быть - фамилия). Докажем, что «Германн» - это фамилия. Поведем доказательство от противного: пусть «Германн» - это имя. Но в этом случае возникают противоречия: во-первых, в слове «Герман», что обозначает имя, только одна буква «Н», в отличие от написанного Пушкиным; во-вторых, исходя из диалогов можно сделать вывод, что кавалеры используют фамилию человека, когда обращаются друг к другу или говорят о ком-либо в третьем лице:

― Что ты сделал, Сурин?..

― А который Германн!..

Итак, «Германн» - это фамилия.

Почему же Пушкин обделил своего «рассудительного немца» именем? Можно предположить, что автор сделал это без всякого подтекста: Чаплицкий, Нарумов, Чекалинский...- по аналогии. Но эта причина вряд ли является истинной, потому что названные герои играют эпизодические роли, в то время как Германн - главный герой.

Мне кажется, Пушкин отказал своему герою в имени, имея целью подчеркнуть таинственность, связанную с героем: в душе страстный игрок, человек с «профилем Наполеона» и «душой Мефистофеля», Германн никогда не играл и вообще не проявлял светской активности. Единственным занятием, обусловленным азартным характером, было постоянное его пребывания у карточного стола в качестве наблюдающего за игрой.

Германн в произведении появляется нам хладнокровным военным инженером, обладает способностью подчинять разуму свои чувства, когда подобная мера необходима для достижения поставленной цели. Как нетрудно заметить, необходимость прибегать к такой иерархии подчинения была в героя постоянная, потому что вся его жизнь имело целью самоутверждения в обществе, что было невозможно сделать без некоторого капитала. Именно стремлением добиться этой цели и было обусловлено знакомство Германна с графиней и ее воспитанницей Лизой.

Причина знакомства нашего героя с Лизаветой Ивановной из вышесказанного понятна, но не переросла искусственная любовь Германна в искреннюю любовь?

Тайна вторая: любил Германн Лизу?

Мне кажется, что не любил. Хотя, возможно, он и был влюблен в нее некоторое время, но о долгую и страстную любовь говорить не приходится. Германн пишет Лиге признание в любви, просто скопированы из немецких романов, благо воспитанница графини не знает немецкого. Но вдруг он делал это не по принципу «лишь бы как, только чтобы добиться “аудиенции” графини», а только за то, что был профаном в любовных делах: он не представлял себе методы знакомства с девушками отличные от описанных в романах. Этот довод убедительный. Действительно, многие из людей когда читают про любовь, а уж потом налаживают взаимоотношения со своими любимыми, и в этих случаях, если у человека нет красноречия и тому подобных эмоциональных черт, их свидание, и очные, и заочные, становятся очень похожими на сцены из прочитанных романов. Также мой мнимом оппонент может опровергнуть меня, ссылаясь на то, что герой самоотверженно стоял на улице в холод только для того, чтобы увидеть лицо Лизаветы. Все так, но это не отрицает, что Германн стоял на морозе не от любви к девушке, а от любви к тайне графини.

После смерти графини наш герой как-то небрежно сообщает бывший воспитанники умерла ужасная новость, не пытаясь каким-то образом оградить ее от этого известия, утешить ее. Но в противовес этому можно высказать следующее: во-первых, Лиза была домашньоюьою заключенным в старой графини и смерть последней освободила бы воспитанницу от этого муки; во-вторых, Германна можно оправдать тем, что он сам был в предшоковом состоянии и не мог адекватно проанализировать обстановку. Опять мой виртуальный противник не согласен. Но я хочу напомнить, что Лизавета жила за счет графини и была от нее зависима в материальном плане.

Итак, счет равный. На все мои доводы мнимом оппонент ответил своими контраргументами. Так что же - спор проиграна? Надеюсь, что нет. У меня в запасе остался еще один факт: после того, как Германн узнал тайну трех карт, он перестал встречаться с Лизой, перестал о ней думать. А уже сидя в Обуховской больнице, он и вовсе забыл о ней. Здесь можно возразить, что мол не до того ему было и вообще он сошел с ума - но это же только подчеркивает мое утверждение: При развитии безумие в Германна наружу выплеснулось то, что занимало его воображение в предыдущее время. Как видно, это множество целиком и полностью состояло из мысли о картах: «...тройка, семерка, туз!.. тройка, семерка, дама!..», и здесь нет даже намека на «бывшую» любовь.

Но также имеет право на существование и следующую гипотезу. Возможно, изначально Германн не думал воспользоваться Лизой как непроизвольная помощница для личного знакомства с графиней. Возможна влюбленность Германн в Лизавету Ивановну нисколько не противоречит его основной цели, поэтому не исключено, что параллельно развивались две истории «любви»: между Германном и Тайной и Германном и Лизой.

Но за размышлениями о любви, действительной или отсутствующей, Германна к Лизе совсем утратилось не менее интересный вопрос о чувствах Лизаветы Ивановны к героя. Смею утверждать, что и здесь не было любви. Постараюсь это доказать. Лиза, «чужая среди своих» на балах и затероризована дома графиней, по романному (потому что больше нічочого не знала) влюбилась в первого парня, что обратил на нее внимание. Также быстро она «кинула» своего недавнего избранника, увидев в нем когда-то незамеченные негативные, на ее взгляд, черты. По-моему, если бы она действительно любила Германна, то хотя бы их разлука была бы более поэтическая.

Тайна третья: «случайные» явления.

В «Пиковой даме» встречаются некоторые моменты, которые можно списать на счет случайных. Но так ли они случайны, или все-таки за ними есть какой-то внутренний смысл?

“...Рассуждая таким образом, он оказался в одной из главных улиц Петербурга, перед домом древней архитектуры.

- Чей это дом? - спросил он [Германн] в углового будочника.

- Графини ***, - отвечал будочник.

Германн затрепетал. Странный анекдот снова представился его воображении. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о ее удивительную способность”* - Как видно, Германна тянула до этого ничем внешне не великолепном доме какая-то «неведомая сила». Вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что его появление у этого дома два раза подряд является случайностью. Таким непреодолимым стремлением «пустухи судьбы» свести нашего героя с этим домом Пушкин, на мой взгляд, имел целью показать торжество подсознания Германна, стремившегося доставить своего хозяина поближе к возможному месту реализации его назойливой идеи, над его разумом.

«В эту минуту ему показалось, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищулюючи одним глазом. Германн поспешно подавшись назад, оступился и навзничь грянулся о земь. Его подняли. В то же самое время Лизавету Ивановну в обмороке вынесли на паперть» - без сомнения, подобная вещь могла произойти на похоронах, но Пушкин, на мой взгляд, вводит в произведение этот элемент для того, чтобы подчеркнуть ту неопределенную, нервозную обстановку, царившую в душах Лизы и, особенно, Германна.

Тайна четвертая: тайна графини.

Как известно, тайну трех карт поведал графине Сен-Жермен. Но откуда он сам узнал эту тайну? Возможно, предположение Германна относительно дьявольского договора было верным. События произведения не противоречат этой гипотезе, что дает право считать ее возможной действительностью. Сделано предположение можно развивать в двух направлениях. Следуя первом, сделку с Дьяволом сделал Сен-Жермен и затем «по доброте сердечной ( душу-то он уже продал)» подарил эту тайну графини. Другая версия заключается в том, что контракт с главой оппозиции Богу содержала сама графиня, а Сен-Жермен был лишь «подарком судьбы», посланным Дьяволом. Эта версия, на мой взгляд, является более правдоподобной, потому что при рассмотрении графини как сгустка темных сил достаточно просто объясняются многие моменты, связанные с тайной карт, которые можно списать на проявления воли обладателя Преисподни. Итак, графиня продала душу Дьяволу и стала носителем страшной тайны.

На пользу вышеописанного говорит также намек, выраженный в речи Германна к графине: «Может быть, она [тайна] сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договору... Подумайте: вы старые; жить вам уж недолго, - я готов взять грех ваш на свою душу»

Тайна пятая: почему Германн «обдернулся»?

Этот вопрос распадается на два: причины проигрыша и механизм осуществления этого приговора.

Pages: 1 2

Сохрани - » Тайны произведения Пушкина “Пиковая дама” - сочинение по творчеству А. С. Пушкина . Появился готов произведение.

Тайны произведения Пушкина “Пиковая дама” - сочинение по творчеству А. С. Пушкина



Школьные предметы. Школьная физика. Уроки английского, французского, немецкого языков.