Исповедальная лирика Марины Цветаевой

Мои стихи - Дневник. М. Цветаева Замечательный русский поэт Марина Цветаева один раз сказала: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!” И доказывала это на протяжении всей жизни собственными - рвущимися из сердца - строками. Это были удивительно живые стихи о пережитом, не просто о выстраданный - о потрясшем. И в них всегда было и есть дыхание

В самом буквальном смысле: слышно, как человек дышит. Все стихи Цветаевой имеют источник, имя которому - душа поэта. Если душа родилась крылатой - Что ей хоромы - И что ей хаты! Даже в самых первых, наивных, но уже талантливых стихах оказалась лучше качество Цветаевой как поэта - тождество между личностью, жизнью и словом. Вот почему мы говорим, что вся ее поэзия - исповедь!

В октябре 1910 года Цветаева, еще ученица гимназии, на собственные деньги издает свой первый сборник стихов “Вечерний альбом”. Первая книга - дневник очень наблюдательной и одаренного ребенка: ничего не придумано, ничего не украшены - все прожито ней: Ах, этот мир и счастье быть на свете Еще недорослий передаст стихотворение? Уже в первой книге есть предельная искренность, ясно выраженная индивидуальность, даже нота трагизма среди наивных и светлых стихов: Ты дал мне детство - Лучше сказки И дай мне смерть - в семнадцать лет - На такие “детские стихи” откликнулись настоящие мастера. М. Волошин писал, что эти стихи “нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строка будет понятна и уместна”. О интимность, исповедальности стихов Марины Цветаевой писал в 1910 году и В. Брюсов: “Когда читаешь его книги, минутами становится неловко, словно нескромно заглянул через полузакрытый окно в чужую квартиру... Появляются уже не поэтические создания, но просто страницы чужого дневника”.

Первые стихи - это обращение к матери, разговор с сестрой Асей, с подругами, признания в любви, поклонения Наполеону, рассуждения о смерти, любовь, жизнь. Это все, чем полная девочка в начале жизни, в светлых надеждах, в романтических мечтах: Храни, Господь, твой голос звонкий И мудрый ум в 16 лет! Свой возлюбленного и мужа Марина Цветаева звала в стихах “царевичем”, “волшебником”, и сила ее любви не была тайной для читателя. Цветаева не могла любить, не увлекаясь, не склоняясь: В его лице я рыцарству верное. Всем вам, кто жил и умирал без страху, - Такие - В роковые времена - Слагают стансы - И идут на плаху. В 1912 году появляется вторая книга Цветаевой - “Волшебный фонарь”, а затем в 1913 году - избранное “Из двух книг”, куда вошли лучшие стихи начинающей поэтессы. Темы и образы этих книг объединяет “детскость” - условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка; детская влюбленность, непосредственность, любование жизнью

Поэтическая речь этих сборников universal и включает традиционный набор символов литературы первого десятилетия XX в. Способность “закреплять текущая миг” и автобиографичность стихов предоставляют им щоденникову направленность. В предисловии к сборнику “Из двух книг” Цветаева уже открыто говорит о дневниковости: “Все это было. Мои стихи - дневник, моя поэзия - поэзия собственных имен”. Поиск своего нового поэтического “я” отражается в поэзии Цветаевой 1913-1915 годов, объединенной в сборнике “Юношеские стихи” (он не опубликован). Сохраняя щоденникову последовательность, ее творчество “переходит” от условности к вполне жизненной откровенности; особое значение приобретают всевозможные подробности, детали быта

В произведениях того лет она стремится воплотить то, о чем говорила еще в предисловии к избранного “Из двух книг”: “Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест - и форму руки, его бросила; не только дыхание - и вырез губ, с которых он, легкий, взлетел. Не пренебрегайте внешнего!..” Поиск нового отразился и на общей организации ее стихов

Она широко использует логическое ударение, переносы, паузы не только для усиления экспрессивности стихотворения, но и для семантического контраста, для создания особого интонационного жеста. События первой мировой войны вносят новый пафос в русскую поэзию, и в лирику Цветаевой тоже намечается новый этап. Предреволюционные годы в ее творчестве отмечены появлением российских фольклорных мотивов, использованием традиций городского “жестокого” романса, частушек, заклятий. В стихах 1916 года, которые впоследствии вошли в “Версты”, находят жизни такие испокон веков цветаевские темы, как Россия, поэзия, любовь

В этот период дочь Цветаевой Аля стала для матери гордостью, ожиданием чего-то из ряда воя выходного: Все будет тебе покорно, И все при тебе - Стихи. Ты будешь, как я - Бесспорно - И лучше писать стихи... Ариадна Эфрон и действительно родилась замечательно талантливым человеком и смогла бы реализовать свои огромные способности, если бы не тяжелая ее судьба - сталинские лагеря, поселение. Далека от политики, Марина Цветаева в своей “щоденниковій” поэзии показала и отношение к революции, стала дальше пророчицей: Осуществляет страшная спевка, - Обедня еще впереди! Воля! - Гулящая девка На шалих солдатских груди! Стихи, написанные в 1917-1920 годах, вошли в сборник “Лебединый стан”. Оказалось, что не только о чувствах интимных может писать Цветаева: церковная Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем, Корнилов, белогвардейцы (”белые звезды”, “белые праведники”) - вот образы этого сборника

Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце Цветаевой, и пришло понимание, как прозрение: больно всем - и белым, и красным! Белый был - Красным стал: Кровь почервонила. Красным был - Белым стал: Смерть победила. Когда прежнее, привычное и понятное жизни было уже разрушено, когда Цветаева осталась с дочерью, должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на страницы дневника. Она начинает один стих словами: “Ты хочешь знать, как дни проходят?

” И стихи рассказывают о эти дни - “Чердачный дворец мой...”, “Высоко мое оконце...”, “Сижу без света и без хлеба...”, “О, скромный мой кров!

” И самое страшное-.смерть от голода двухлетней дочери Ирины - тоже в стихах. Это исповедь матери, что не смогла спасти двух дочерей и спасла одну! Две руки - Ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - И вот одна из них За ночь оказалась лишняя По стихах М. Цветаевой можно безошибочно составить ее биографию. И отъезд из России в 1922 году, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы, встречи с ними уже не будет никогда).

Экспрессивность и философская глубина, психологизм и мифотворчество, трагедия разлуки и острота одиночества становятся отличительными чертами поэзии Цветаевой этого лет. Большинство из созданного так и осталось неопубликованным. Последний прижизненный авторский сборник Цветаевой “После России” вышел в Париже весной 1928 года. В него вошли почти все стихи, написанные с лета 1922 по 1925 год. Эта книга хронологически продолжает “Ремесло” (апрель 1921 - апрель 1922), по праву считается вершиной лирики поэтессы. В 1939 году вслед за мужем и дочерью Цветаева с сыном вернулась на батьківщину. война, Начавшаяся эвакуация забросили ее в Елабугу, где 31 августа 1941 года она покончила с собой.

И, конечно, все в дневнике: “Мне совестно, что я еще жива”, в записке сыну: “Прости меня, но дальше было бы хуже” и в стихах: пора гасить фонарь Наддверный... Так заканчивается “дневник” Цветаевой, ее повесть о себе - ее стихи. Она знала, в чем ее беда - в том, что для нее “нет ни одной внешней вещи, все в сердце и судьбы”. Она так щедро тратила себя, но от этого становилась только богаче - как источник: чем больше черпаешь из него, тем больше он наполняется. Цветаева нашла точную и мудрую формулу: “Равенство дара души и слова - вот поэт”.

Ее собственный талант полностью соответствовал этой формуле. “Живу, созерцая свою жизнь, всю жизнь - у меня нет возраста и нет лица. Может быть, я - сама жизнь”. Цветаева права, ставя знак равенства между поэтом и жизнью

Вся сила таланта ушла у нее на то, чтобы выразить эту полноту жизни. В поэзии видна вся человек. Он все просвечивается насквозь. Нельзя скрыть ни волнения, ни пустоты, ни пошлость, ни равнодушие. Марина Цветаева писала все без утайки, молитвенно, навынос.

Ее слово - это ее жест, голос, мысль, явь и сон, сердцебиение. Но даже этого всего недостаточно для характеристики ее манеры, стиля, личности. Скорее так: Цветаева произносит монолог длиною в лирический том, длиной в целую жизнь. Лирика, эпос, драма, статья, перевод, письмо - все это, вместе взятое, дневник жадной до жизни, чуткой, нежной, гордой души. Танцующим шагом прошла по земле! - Дочь Неба! С полным передником роз! - Ни ростка не нарушила! Нежной рукой отведя нецілований крест, В щедрое небо рвонуся за последним приветом. Проем зари - и Ответной улыбки проем... Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Сохрани - » Исповедальная лирика Марины Цветаевой . Появился готов произведение.

Исповедальная лирика Марины Цветаевой



Школьные предметы. Школьная физика. Уроки английского, французского, немецкого языков.